Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвета сайта
  • A
  • A
  • A
  • БЕЗ КАРТИНОК
  • С КАРТИНКАМИ



"Объясняем.РФ"





Самообразование - это перспективная стартовая площадка для вашей карьеры

Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку прихо­дится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицирован­ного специалиста, — это навык самообразования. Особенно это важно для педагога — как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится.

Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле — как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком — как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индиви­да к творчеству.

Источники самообразования.

Напомним, что самообразование может быть двух типов: систематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них). Мы будем гово­рить преимущественно о систематическом самообразовании, так как именно оно позволяет полнее реализовать выбранную профессионально-образовательную стратегию.

Учебный процесс в колледже построен таким образом, что студен­там предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные за­нятия, к практическим — семинары, лабораторные работы, прак­тикумы и непосредственно практика (учебная и производствен­ная). Иногда студенты недооценивают значение лекций, считая, что смогут самостоятельно познакомиться с материалом, излага­емым лектором. Это большая ошибка. Как правило, именно пре­подаватель может эффективно отобрать материал, подать его в актуальном контексте, объяснить степень новизны или архаично­сти изложенного в учебниках.

Обучение в колледже для людей, собирающихся заниматься профессиональной деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности.

Однако никакие усилия преподавателей не окажутся эффективными, если вы не будете расширять спектр источников само­образования за счет привлечения внешних ресурсов. Каких же?

Первый и традиционный: книги, периодическая печать, средства массовой информации.

 Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование — через Интернет. Чтение статей по интересующей теме.

Второй источник — исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность — непременная составляющая педагогического труда. В систематическом самообразова­нии очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессио­нального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В Колледже, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятель­ностью.

Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов — курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уров­нем проработки; тогда к моменту окончания колледжа накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификаци­онной работы.

Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленни­ков, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собствен­ные публикации в прессе и выступления на тематических конфе­ренциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения документа о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице.

Третий источник систематического самообразования  это обу­чение на различных курсах.

Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен об­ладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, не­обходимыми для ее осуществления.

Неплохо поэтому параллельно с учением в колледже освоить еще какие-то полезные навыки, особен­но на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектиро­вать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имид­жа, изучению иностранного языка и т. д. Тем более что в Интернете масса дистанционных курсов можно пройти совершенно бесплатно – здесь подборка образовательных площадок

Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения — одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору.

На старших курсах можно пройти тренинги личностного рос­та, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе.

Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом у вас к концу обучения в колледже были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция.

 

Четвертый источник — работа.

Пока вы учитесь в колледже, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в раз­личных видах деятельности, примерить на себя разные профес­сиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения ста­новится не только интересным, но и существенно экономит ваше время.

Пятый источник самообразования — окружающая действитель­ность.

События, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт.

Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропус­кать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать реф­лексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабаты­вать собственную модель поведения в аналогичных случаях.

Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы воль­но или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и преподавателями.

Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подру­житься с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми — превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяже­нии вашей профессиональной деятельности вам придется сталкиваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей. Учитесь сегодня!

Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсни­кам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек?

Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями — важная часть их профессионального станов­ления. Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реа­лизуется множество проектов, к участию в них приглашаются наи­более ответственные и энергичные люди, на которых можно по­ложиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере.

Иногда случается, что негативное отношение к какому-то пре­подавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным спе­циалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы мо­жем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С.Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынуж­денного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент).

И последний, шестой, источник самообразования  ваши увлече­ния {хобби). 

Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать».

Иногда студенты, поступая в колледж, отбрасывают все, по их мне­нию, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой.

Отдельно необходимо сказать о знакомстве с различными образовательными учреждениями. Это — тоже важный источникполучения профессиональных знаний. Бывая в различных шко­лах, Дворцах творчества, детских садах, вы можете сравнить и педагогические технологии обучения, и уровень организации педагогического процесса, и мастерство педагогов, что позволит вам выбрать свой собственный стиль педагогической деятельности. Таким образом, обучение в колледже дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки самодиагностики и коррекции (профессиональных и личностных качеств), ориентацию в образовательном поле и обретение связей (дружеских и партнерских).