Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвета сайта
  • A
  • A
  • A
  • БЕЗ КАРТИНОК
  • С КАРТИНКАМИ



"Объясняем.РФ"





О профессии юриста.

Рубрика «Разговор с профессионалом» - это интервью с людьми разных профессий, которое поможет узнать больше о всех нюансах и фактах их работы. Данное интервью мы взяли у члена адвокатской палаты города Москвы - Николая Нагих.

 

— Николай, интервью с вами открывает нашу новую рубрику «Разговор с профессионалом». Давайте положим традицию — все подобные разговоры начинать с какого-нибудь распространенного стереотипа о той или иной сфере деятельности. Например, во всём мире бытует мнение, что это один из тех видов деятельности, который часто «передается по наследству». Как получилось у вас?


— Для меня юриспруденция стала отдушиной после экономического образования. В семье моей множество разных специальностей, но адвокат я первый.

 

— Почему именно «отдушиной»? Что привлекло в юриспруденции после экономики?

— Дело в том, что, проходя практику на последнем курсе экономического факультета, я засыпал в буквальном смысле слова после получаса работы. Для меня очень важно, чтобы работа не была механической, чтобы человек не выполнял функции печатной или счетной машинки. Именно это и привлекает в работе адвоката: даже в самом банальном и исхоженном вдоль и поперек деле всегда находятся какие-то нюансы, которые могут с ног на голову перевернуть расстановку сил стороны истца или ответчика. А искать такие мелочи для победы своего доверителя — как раз то творчество, которое является «отдушиной» в монотонной офисной работе.

 

— Недавно вы стали адвокатом. Долго ли к этому шли?

— Шел всю жизнь, но осознанные шаги в этом направлении начал делать с августа 2014. В июле 2016 я получил статус.

 

— Адвокат у многих ассоциируется с профессией сомнительных моральных устоев. Приходилось ли сталкиваться с реальными «двойными стандартами» в своей практике? К чему были готовы, а что стало неожиданностью?

— Поначалу — как, наверное, и все молодые люди — никак не ожидаешь откровенного хамства или некомпетентности в такой высокоморальной сфере, особенно от судей. К примеру, когда указываешь составу из трех судей на вопиющее нарушение процессуального закона, а один из них с серьезным выражением лица спрашивает: «Вот вы все на процесс давите, а по сути-то Вы правы, как считаете?», то поневоле вспоминаются 90-е и их «по-понятиям».

 

— Расскажите про ваше самое первое дело в адвокатской практике?

— Мое первое дело интересно тем, что теоретически было проигрышным в связи с процессуальными сроками. Я представлял заявителя, которому ФСС начислил взносы не по фактически осуществляемому виду деятельности, а по максимальному из всех дополнительно представленных в ЕГРЮЛ. А разница там была в несколько раз. Для небольшой компании переплата в 100 тысяч рублей, еще и прилетевшая внезапно, — достаточно серьезный удар. Только вот нюанс был в том, что виноват в таком положении дел на 100% бухгалтер компании, не исполнивший предписанных требований. Кроме того, бухгалтер не получал почту в адрес компании, в связи с чем первое уведомление от января, которое было направлено ФСС, в апреле дошло до адресата, но не было вручено — так же, как и второе требование, которое было отправлено уже в июле.

За нашими услугами обратились только спустя 9 месяцев с момента первого уведомления. А в данном виде дел действуют специальные сроки давности, составляющие три месяца. Поэтому меня отправили в заседание с напутственным словом: «Молись, чтобы судья не заметила сроков!».

И вот я прихожу в Арбитражный суд, а от ФСС — тоже молодой парень не старше 30 лет. Подготовил позицию, согласно которой бухгалтер лично пошла в ФСС и получила тот самый конверт, который вернулся обратно в ФСС еще в апреле. И получается, что узнала она о нарушении своих прав в сентябре, то есть в пределах сроков исковой давности. Конечно, представитель ФСС мог легко все это опровергнуть, так как на конверте были отметки о неудачном вручении еще с апреля. Однако, скорее всего, по неопытности и под давлением сурового судьи, он с нами согласился! Говорит: «Да, уведомление действительно было получено в сентябре». Не знаю, как я не воспарил прямо там, в зале. Дело я, в итоге, выиграл, все списанные деньги вернулись на счета компании.

 

— Долго готовите свои речи для суда?

— А этот вопрос вызван скорее стереотипом, прибывшим из тех самых сериалов и фильмах, о которых мы упоминали раньше. Дело в том, что речи для суда готовят, в основном, для присяжных заседателей, а это распространено как раз за рубежом. В нашей стране дела слушаются составом суда из одного или трех судей, и они обращают внимание на юридические факты, а не на красивую, пламенную речь. Практика присяжных заседателей в нашей стране также существует, но подается соответствующее ходатайство обвиняемого, на сколько мне известно, не так уж часто, кроме того, присяжные предусмотрены только уголовно-процессуальным законом. В гражданских же исках решения принимают исключительно судьи, поэтому львиная доля времени уходит на подготовку позиции и анализу законодательства, а речь должна кратко, но емко представить все собранные по делу доказательства.

 

— По вашим наблюдениям, доверие за последние годы к нашей правовой системе возросло? Обращаться к адвокатам стали чаще? Или, наоборот, что-то мешает этому доверию — менталитет, стереотипы, большое количество непрофессиональных юристов?

— Несомненно, доверие граждан к правовой системе нашей страны выросло многократно. В настоящий момент еще есть пробелы, как, например, правовое регулированиеIT-сферы, но все основные сферы жизни и бизнеса достаточно подробно урегулированы действующими законами, в абсолютном большинстве суды принимают обоснованные и справедливые решения. Сама судебная система постоянно реформируется, стараясь шагать в ногу с последними тенденциями в области права.


— Николай, давайте поговорим про юридическое образование сегодня. В какие вузы вы бы советовали поступать абитуриентам? Где проходить практику? С чего начинать свой путь в юриспруденции? 
— Не могу сказать с уверенностью, но на хорошем счету, конечно, МГУ и МГЮА имени Кутафина. Я заканчивал магистратуру в Финансовом университете. Важен, наверное, не диплом, а все-таки правильный настрой и желание.

 

— Вообще, как оцениваете юридическое образование в нашей стране? И есть ли смысл учиться в юридических вузах на западе, если в планах — практика именно в России?

— Одно могу сказать с уверенностью: юридическое образование — это всегда самообразование. Поэтому юрист, который окончил свое образование при получении диплома, — обречен.

Что касается образования за рубежом, то, наверное, единственный смысл в этом будет, если после окончания обучения устроится в крупную иностранную юридическую фирму, которая имеет представительство или филиал в нашей стране. Наверняка это высокооплачиваемая ниша, но, на мой взгляд, она слишком специализированная.

— А на какие зарплаты могут рассчитывать сегодня будущие адвокаты?
— Про зарплаты могу сказать только одно: их нет совсем. Адвокаты — самозанятые специалисты, их заработок прямо связан с квалификацией и количеством доверителей. Кроме того, сама деятельность адвокатов некоммерческая, поэтому и вознаграждение не отвечает показателем рыночной, средней цены.

 

— Вот тут всё-таки хочется цифру, пусть и усреднённую..

— Ну, если судить по сайтам с предложениями вакансий, то адвокат в среднем получает от 70 до 100 тысяч рублей в месяц. Хотя еще раз хочется отметить, что никакого понятия зарплаты нет вовсе. Чтобы была понятна «вилка зарплат», можно посмотреть обзоры компенсаций по судебным расходам. Хочется отметить, что лидером в 2014 году по размеру компенсации услуг юристов по одному делу стала сумма в 143,12 миллионов рублей.

 

— Сейчас много популярных сериалов про юристов — от нашумевшего Suitsдо совсем нового, но рейтингового NightOf. Сами смотрите что-то такое? Это может быть полезно в реальной адвокатской деятельности?

— Да, я посмотрел все вышедшие серииSuits, о других сериалах не слышал. Не могу сказать, что действительно применял что-то в реальной практике, но посмотреть как развлекательный проект было интересно. Есть еще очень много интересных художественных фильмов — «Линкольн для адвоката», «Судья» и другие. Все они раскрывают, на мой взгляд, не столько профессиональную часть профессии, сколько эмоциональную, а ведь юристы тоже люди, кто бы что не говорил!

Подробнее в источнике наhttp://www.job.ru/seeker/career/article/49280-professiya-yurist.html