Выпускникам колледжей проще поступить в вуз

СРШБ колледжЗа последние несколько лет выросла популярность среднего профессионального образования. В самый разгар приемной кампании мы решили выяснить, почему все больше школьников выбирают колледжи и техникумы. Мы поговорили с исполнительным директором Сибирской региональной школы бизнеса (колледжа)Светланой Леонидовной Винник.

– Светлана Леонидовна, вы ощущаете, что статус среднего профессионального образования вырос, ведь совсем недавно подавляющее большинство школьников и их родителей ориентировались в основном на поступление в вузы?

– Да, конечно. Более того, поступление в колледж – это не альтернатива высшему образованию. Шансы на получение качественного высшего образования у студентов колледжа только повышаются. Подавляющее большинство выпускников нашего колледжа поступают в вуз, однако они, в отличие от выпускников школ, уже имеют за плечами богатый опыт студенческой жизни, а также, что самое важное, уже имеют квалификацию и опыт практической деятельности в определенной профессиональной сфере.

К примеру, наши выпускники, в отличие от выпускников школ, которые выбирают такое популярное направление, как юриспруденция, уже имеют квалификацию юриста и опыт работы, поскольку обучение в колледже предполагает широкую практику. Вообще среднее профессиональное образование более практикоориентировано.

– То есть вы хотите сказать, что вашим выпускникам проще учиться в вузе?

– И не только, выпускник колледжа имеет право на ускоренное обучение в вузе и на поступление в вуз без сдачи ЕГЭ. Кроме того, имея практический опыт и полученную квалификацию, наши выпускники, как правило, совмещают обучение в вузе с работой по специальности. И работодатель, выбирая между обычным выпускником вуза без опыта работы и выпускником вуза, имеющим дополнительно диплом колледжа и опыт работы, делает вполне очевидный вывод.

– Почему же при таких явных достоинствах среднего профессионального образования, долгое время оно имело довольно низкий статус?

– Сложно сказать. Думаю, это связано с тем, что среднее профессиональное образование ассоциировалось с советской системой профтехобразования. Многие до сих пор не понимают разницы между профессиональными училищами и техникумами, многие думают, что в учебных заведениях среднего профессионального образования учат только на трактористов, маляров и так далее. На самом же деле система среднего профессионального образования очень сильно изменилась – не потеряв всех самых лучших традиций советской системы среднего профессионального образования, она чутко подстраивается под запросы рынка труда.

Сейчас, как вы, наверное, знаете, на рынке труда огромный спрос на специалистов среднего звена, на практиков. Причем квалифицированный специалист среднего звена, как правило, получает достойную заработную плату, которая не уступает, а то и превышает зарплаты выпускников вузов, не имеющих опыта работы и вынужденных долгие годы нарабатывать опыт в качестве так называемого «офисного планктона».

– Какие специальности выбирают ваши абитуриенты? Что бы вы посоветовали родителям, ведь так сложно угадать с профессией, и многие ребята, окончив вуз не находят себя в выбранной профессии и им приходится долго переучиваться?

– Родителям надо думать не о том, что актуально сейчас, а о том, какие специальности будут актуальными в отдаленной перспективе, какие возможности существуют в дальнейшем развитии полученных в колледже компетенций. Родители должны понимать, что колледж дает довольно обширную образовательную базу в той или иной профессиональной области и выпускник колледжа лучше понимает, какое высшее образование необходимо ему в дальнейшем. Ведь, действительно, большинство абитуриентов вузов после 11-го класса даже отдаленно не представляют себе свою будущую профессию.

В колледже, выбрав, к примеру, довольно популярную специальность «Банковское дело», наш выпускник, поработав в банке на практике и поняв для себя свое место в финансовой организации, может либо пойти в вуз по профилю «Финансы и кредит», либо выбрать «Финансовый менеджмент», либо вообще «Прикладную информатику в экономике», поскольку банковская сфера становится все больше ориентирована на информационные технологии.

То же самое – и с юридическими специальностями. Их у нас три: правоохранительная деятельность, право и судебное администрирование и право и организация социального обеспечения. Возможное дальнейшее развитие нашего выпускника здесь еще более обширно – начиная от различных профилей направления «Юриспруденция» (уголовный, гражданский, государственный профили), заканчивая «Государственным и муниципальным управлением». И опять же, не попробовав себя в качестве практикующего специалиста, очень сложно угадать, в какой именно сфере лежит ваше предназначение. Ведь это очень разная работа, будь то сотрудник прокуратуры или суда, будь то гражданский юрист или государственный служащий.

И определенно можно сказать, что всегда будут актуальны специальности, связанные со сферой услуг, к примеру, наши специальности в сфере красоты: стилистика и искусство визажа, прикладная эстетика. К хорошему стилисту мы пойдем всегда, и нам никогда не будет жалко на это денег – женщины меня поймут.

Ну и конечно, особенно актуальна специальность «Программирование в компьютерных системах». В сфере программирования очень важно найти себя, ведь существует огромное количество специализаций: это и специалисты, пишущие программный код, и тестировщики, и разработчики мобильных приложений, и так далее. Здесь чем раньше вы начали, тем лучше.

– Да уж куда раньше? Вообще кажется, что профессию скоро начнут выбирать с детского сада. А как вы считаете – когда нужно начинать?

– Технологии так быстро развиваются, что долгое обучение – слишком дорогое удовольствие. Я считаю, что обучение должно быть разбито на небольшие фрагменты – это позволяет вовремя скорректировать образовательную траекторию. Прошло время, когда мы выбирали одно образование на всю жизнь, пришло время образования через всю жизнь. Мы возлагаем большие надежды на наш новый проект «Школа – колледж – вуз».

Суть проекта проста: уже в школе после 9-го класса ребенок начинает учиться в колледже, не уходя при этом из школы. Мы разработали гибкую траекторию, которая позволяет окончить колледж практически одновременно со школой, а затем поступить на ускоренное обучение в вуз. Таким образом, наш студент экономит время и получает возможность намного раньше войти в профессиональную среду.

 Ну и последний совет – родителям абитуриентов.

– Я бы посоветовала присмотреться к своему ребенку. Многие сейчас думают, что наши дети разленились, что им ничто не интересно, поэтому к выбору будущей профессии относятся очень формально. Однако мой опыт говорит, что современные дети при правильном подходе в обучении очень творческие – как принято сейчас говорить, креативные.

Все дело в образовательной среде. Просто эти дети выросли в совершенно других условиях – в век интернета, где знания не надо добывать с трудом, в век потребительского комфорта. Современный человек лучше думает в комфорте, поэтому выбирайте учебное заведение, где ваш ребенок чувствует себя комфортно.

Ну и, конечно, приходите к нам в гости.