Размер шрифта
  • A
  • A
  • A
Цвета сайта
  • A
  • A
  • A
  • БЕЗ КАРТИНОК
  • С КАРТИНКАМИ


















Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Проблемы профессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов в нашей стране чрезвычайно велико.

По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн. По данным Всемирной организации здравоохранения каждый десятый человек планеты - инвалид.
Быстро растет число молодых инвалидов, которое пополняется, с одной стороны как результат участившихся войн, катастроф, аварий, конфликтов, "разборок" и т.п. В учебных заведениях  РФ и Омской области, в частности, основное количество инвалидов – это инвалиды с детства, дети с ограниченным возможностями, которые составляют 2-3%  детской популяции. Исследования, статистические данные показывают, что молодой трудоспособный инвалид - явление в подавляющем большинстве своем не фатальное, а производное, порожденное самим обществом, которое несет полную ответственность перед таким инвалидом за решение его проблем.
Одной из главных, стержневых проблем, решение которой создает необходимые стартовые условия для выживания и дальнейшей достойной жизни молодого трудоспособного инвалида является обеспечение профессиональной деятельностью, адекватной его потребностям и возможностям, способствующей его социальной, физической и нравственной реабилитации, восстановлению его социальных связей, повышению качества жизни.

Для того чтобы устранять проблемы - необходимо четко их знать. Мы попытаемся сформулировать основные проблемыпрофессионального самоопределения и трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. К первой группе проблем, которые связаны с профессиональным самоопределением лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно отнести:

- профессиональное самоопределение является фрагментарным, неполным, характеризуется отсутствием учебной и профессиональной мотивации;

- она характеризуется отсутствием осознанного выбора, скудностью представлений о мире профессий и, вследствие этого, отсутствуют возможности сделать социально и экономически обоснованный выбор;

- лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья очень часто неадекватно относятся к жизненным реалиям и ценностям, не умеют планировать профессиональные и жизненные перспективы;

- позиция родителей не всегда бывает адекватной реалиям;

- на инвалида влияют группы, в которые он входит;

- инвалиду сложно учитывать  состояние своего здоровья и соотнести его с требованиями профессии;

- часто отсутствует поддержка со стороны педагогов;

- незнание студентом своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

- информированность о видах профессиональной деятельности для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям;

- многие профессии предъявляют повышенные требования к здоровью человека;

- каждая группа заболеваний имеет свою специфику и некоторые факторы условий труда могут быть противопоказаны.

Ко второй группе проблем, связанной с трудоустройством лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья можно отнести:

- недостаточную архитектурную и инфраструктурную доступность;

- отсутствие специальных условий труда;

- недостаточное количество рабочих мест в доступных сферах профессиональной деятельности.

Но знать проблемы это полдела, необходимо разбираться в причинах, которые оказывают влияние на профессиональное самоопределение инвалидов. На наш взгляд это:

- недостаточная информированность о содержании и характере труда, который показан по нозологическим нормативам лицам с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствие должной психолого-педагогической, социальной поддержки в поиске работы и закреплении на рабочем месте;

- личностные и эмоциональные особенности, затрудняющие планировании и реализацию профессионального пути;

- отсутствие позитивных образов и перспектив профессионального будущего, слабое понимание возможностей самореализации на рынке труда;

- низкий профессионально-квалификационный статус инвалидов;

- несовершенство инструментов трудоустройства инвалидов;

- зарплата, зачастую, у инвалидов ниже чем у остальных работников;

- дискриминация со стороны работодателей.

В данной статье мы не хотим охватить весь круг проблем, мы рассмотрели только самые общие ситуации, с которыми сталкиваются лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж) преподаватели, кураторы и администрация понимает эти проблемы и пытается их решать на самом начальном уровне социальной адаптации студентов, когда они находятся еще на первом курсе.